Речь как реченька или как мало мы знаем о логопедах

Не смотря на высокую социальную значимость, деятельность представителей этой профессии редко обсуждают в средствах массовой информации. Существует немало мифов и заблуждений о логопедах.

 

Кто такой логопед?

 

Это специалист, который работает с нарушениями в произношении звуков, нарушениями письма, трудностями с членораздельной речью у детей и взрослых.

Распространен миф о том, что логопеды помогают скорректировать речь только у детей.

На самом же деле спектр деятельности этих специалистов намного шире. Они находят применение в детских садах, в школах, в поликлиниках, реабилитационных и благотворительных центрах помощи, открывают частные кабинеты. Логопеды не только помогают справиться с нарушениями речи в детском возрасте, но и вернуть речь уже взрослым людям. 

О том, как и почему можно лишиться дара речи рассказывает логопед-афазиолог отделения медицинской реабилитации БУ «Нижневартовская городская поликлиника» Ольга Геннадьевна Мелихова.

 

- Ольга Геннадьевна, расскажите с чем Вам приходится работать в отделении медицинской реабилитации?

 

- Мы имеем дело с постинсультными пациентами. Логопед работает совместно со специалистами мультидисциплинарной бригады. Моя задача - восстановление утраченной речевой функции и возвращение больному радости общения.

 

Отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи – это афазия. Возникает после инсульта, черепно-мозговой травмы или других органических повреждений головного мозга.

- С чем связан такой «симптом»?

 

- У большинства людей (правшей) речевые центры находятся в левом полушарии мозга. Повреждение именно этих отделов мозга будет давать речевые нарушения (помимо двигательных, координационных и др). В зависимости от тяжести повреждения (площади поврежденного участка мозга) нарушения речи можно поделить на лёгкие, средние и тяжёлые. У одного пациента вполне может встречаться сразу несколько афазий, если инсульт был множественным (или повторным) или если повреждение затронул сразу несколько соседних участков мозга.

 

- Как это проявляется?

- Например, пациент пытается что-то сказать, но его речь непонятна и похожа на причудливый иностранный язык (в афазии такая речь описывается словами "словесная окрошка"). Также выяснится, что и нашу речь этот человек не понимает. Такой пациент не может выполнить простейшую просьбу, закрыть глаза или пошевелить левой рукой. Это сенсомоторная афазия, одна из самых тяжелых. В таком случае нарушается одновременно и понимание обращенной речи, и собственное произнесение слов. Представьте, что вы оказались в другой стране. Вы слышите речь её жителей, но не понимаете, что значит этот набор звуков. У наших пациентов примерно также.  У них нарушена функция фонематического слуха. Мозг анализирует слышимые звуки, складывая их в знакомые слова. Слышать слышит, но не может анализировать и распознавать.

 

В менее тяжелых случаях и при других типах афазий речь человека может становиться не чёткой, он может заикаться или застревать на отдельных звуках, менять их местами, забывать слова, может испытывать трудности с логико-грамматическими конструкциями. Например, будет сложно понять различия между сочетаниями слов "брат отца" и "отец брата".

 

- Страдает ли в этом случае мышление?

 

- И да, и нет. Да, так как речь и мышление неразрывно связаны. Мы думаем словами, и продукция нашего мышления тоже в большинстве своём вербальна. Поэтому при нарушении речи нарушается словесно-логическая память и мышление. Интересно то, что человек с нарушением речи чаще всего понимает все, что ему говорят, узнает близких и запоминает новых людей. Исключение - случаи тяжёлой сенсомоторной афазии. Такой пациент сохраняет весь набор бытовых навыков и знаний о мире. Он не положит кошку в холодильник и не пойдёт зимой на улицу раздетым.

- Может ли помочь в такой ситуации детский логопед?

 

- Только если у него есть специальные знания по афазиологии. Если нет, то иногда работа с детским логопедом может не только не принести пользы, но и ухудшить ситуацию. Дело в том, что цели и методы работы отличаются у детского логопеда и логопеда-афазиолога (это разные специальности). Вы же не пойдёте к стоматологу, если болит ухо... Вот и здесь лучше идти к узкому специалисту в этой области. ⠀

- Насколько длительным может быть процесс восстановления речи?

Это зависит от тяжести афазии. Иногда в лёгких случаях улучшение наступает довольно быстро, буквально за пару недель. В тяжелых случаях это вопрос многих месяцев, а то и лет постоянной работы со специалистами (логопед, нейропсихолог). И даже после этого речь может не восстановиться полностью, так как повреждение части мозга, к сожалению, необратимо. ⠀

- Когда необходимо вмешательство логопеда?

- Чем раньше, тем лучше. Если вы заметили, что у вашего близкого есть речевые нарушения, а также нарушение глотания (он давится или поперхивается слюной/водой/едой), обратитесь к специалистам, пусть с ним работает логопед. Если логопедическое воздействие начинается с поздних стадий восстановления, приходится преодолевать уже фиксированные стойкие речевые нарушения. ⠀

Начальные занятия по восстановлению речи включают в себя задания на проговаривание автоматизированных рядов: например, счёт от 1 до 10, называние дней недели. Хорошо помогает ритмически организованная речь - пение хорошо известных и любимых песен, договаривание хорошо известных пословиц и поговорок. "Тише едешь - дальше... будешь". Желательно сочетать устную, письменную речь и чтение. Пишем левой рукой, если правая не работает. Так слово запоминается сразу в нескольких планах: как оно звучит на слух, как оно произносится и как пишется, можно добавлять рисунок.

Обязательно должен присутствовать позитивный момент СИТУАЦИЯ УСПЕШНОСТИ ПАЦИЕНТА (для этого можно вернуться к более лёгким заданиям, если сложные не получаются). Это создаёт благоприятный психологический настрой, способствует укреплению уверенности в себе и эффективности реабилитации в целом.

- Ольга Геннадьевна, согласитесь, что от личности специалиста, от его навыков и опыта во многом зависит успех реабилитационных мероприятий… Расскажите о себе.

- Образование я получила в Иркутском педагогическом тогда еще институте на дефектологическом факультете по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия». В Нижневартовск попала по распределению, здесь и познакомилась со своим будущим мужем, обзавелась семьей. В этом году я отмечаю свой 35-летний юбилей в профессии. Начинала свою трудовую деятельность я в детском саду. В медицину пришла спустя 9 лет работы.

 

- Расскажите, как и когда Вы поняли, что хотите стать именно логопедом?

 

- Оооо (улыбается), это было прекрасное время… Юность. В 10-ом классе вместе со своей мамой я посетила День открытых дверей в том самом институте. Нам рассказывали о профессии, о методах диагностики и самое главное о том, что логопед действительно помогает. В юности все мы мечтательны и верим, что можем изменить мир и как минимум изобрести «лекарство от всех болезней». Но хочу сказать, что и сейчас я влюблена в своё дело и довольна результатами работы.

- Опишите в двух словах эти результаты?

- Речь как реченька… Да-да, когда речь плавно течёт как река.

 

Интересно.

 

В Нижневартовской городской поликлинике Ольга Мелихова появилась недавно, но уже успела зарекомендовать себя как грамотный логопед, профессионал. В тандеме с медицинским клиническим психологом она помогает пациентам, перенесшим инсульт, пройти 3-ий этап медицинской реабилитации и, хотя бы частично, вернуться к привычной жизни. Через добрые руки доктора прошло уже 18 постинсультных пациентов. Кадровому приобретению радуются пациенты отделения и коллектив медицинского учреждения.

 

 

 

 

Пресс-служба БУ «Нижневартовская городская поликлиника»

 

Количество просмотров: 374