Профилактика мошенничества
Уважаемые коллеги!
Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры во взаимодействии с Управлением внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проведен анализ преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на территории автономного округа за 4 месяца 2021 года.
В указанный период, в сравнении с аналогичным периодом 2020 года, в автономном округе зафиксировано снижение числа зарегистрированных преступлений указанной категории на 16,9% (с 2414 до 2006 фактов), в том числе краж безналичных денежных средств на 29,2% (со 1050 до 743), дистанционных мошенничеств на 7,4% (с 1364 до 1263).
Снижение числа данных преступлений стало возможным, в том числе, благодаря профилактическим мерам, проводимым Управлением МВД России по автономному округу, органами исполнительной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, общественными объединениями.
Тем не менее, число преступлений остается значительным. Проведение разъяснительной, предупредительной работы среди населения остается одним из приоритетов в деятельности правоохранительной органов и субъектов профилактики правонарушений.
Анализ показал, что 12,7% (256) зарегистрированных преступлений совершены в отношении сотрудников (работников) бюджетных организаций, государственных и муниципальных служащих.
Наибольшее число лиц указанной категории заняты в сфере здравоохранения и образования (89 и 85 соответственно, или 34,7 и 33,2%).
Наибольшее число преступлений совершено в отношении лиц, проживающих в городах Сургут (55 преступлений), Ханты-Мансийск (50), Нижневартовск (28).
Не зарегистрировано преступлений в отношении жителей города Покачи и Ханты-Мансийского района. В Белоярском районе зарегистрировано одно покушение на мошенничество (потерпевший проявил бдительность).
В структуре преступлений преобладают дистанционные кражи и мошенничества совершенные в результате:
продажи (покупки) товаров и услуг (вещи, проездные билеты, бронирование гостиниц и т.д.) – 96 преступлений (37,5%);
банковских операций – 89 преступлений (34,7%);
приобретения услуг по перевозке пассажиров с использованием систем BlaBlaCar, Яндекс.Такси – 20 (7,8%);
просьб о финансовой помощи, благотворительности, оказания содействия в получении выплат и компенсаций, получения вознаграждения за найденные вещи – 18 (7,0%);
брокерских операций, инвестиций – 13 (5,0%);
оформления денежных займов в микрофинансовых организациях – 9 (3,5%);
выигрыша лотерей, тотализаторов – 5 (1,9%);
шантажа, вымогательства – 2 (0,7%);
иных преступлений – 4 (1,5%).
В ходе анализа подготовлен перечень типичных схем (фабул) совершения дистанционных краж и мошенничеств.
Типичные схемы (фабулы)
дистанционных краж безналичных денежных средств и мошенничеств
Продажа (покупка) товаров и услуг (вещи, проездные билеты, бронирование гостиниц и т.д.). |
Неустановленное лицо, используя мессенджер WhatsApp, под предлогом продажи щенков на сайте avito.ru понудил потерпевшего пройти по ссылке на указанный «продавцом» сайт и ввести на нем реквизиты банковских карт. В последующем с данных банковских карт произошло списание средств. |
Неустановленное лицо, разместив объявление на сайте avito.ru об изготовлении и поставке гаражных ворот, убедило потерпевшего перечислить предоплату на банковскую карту неизвестного лица. В последующем поставка ворот не была произведена. |
|
Неустановленное лицо, под предлогом продажи авиабилетов понудил потерпевшего ввести на указанном неизвестным лицом сайте реквизиты своей банковской карты, в результате чего с нее были списаны денежные средства. |
|
Банковские операции |
Неустановленное лицо, по телефону представившись сотрудников службы безопасности банка, под предлогом пресечения несанкционированного списания денежных средств с банковского счета, завладело реквизитами банковской карты потерпевшего и получив от потерпевшего доступ к веб-банкингу, оформило виртуальную карту, со счета которой затем похитило денежные средства переведя их на неустановленный счет. |
Неустановленное лицо, по телефону представившись сотрудников службы безопасности банка, под предлогом пресечения несанкционированного списания денежных средств с банковского счета, убедило потерпевшую оформить в банке кредиты и перевести данные средства на «резервные» счета. |
|
Неизвестный, представившись сотрудником банка, под предлогом оказания помощи в использовании накопленных банковских бонусов, завладел реквизитами и кодами банковской карты потерпевшего, в дальнейшем похитив с нее денежные средства. |
|
Неизвестный, создав сайт с заявленным назначением «погашение кредитной задолженности», похитил денежные средства потерпевшей, которая воспользовалась сайтом для заявленных целей, введя реквизиты банковской карты и сведения кода смс-подтверждения. |
|
Заём средств, просьба о помощи, оказание содействия в получении соц. выплат, компенсаций, благотворительность, вознаграждение за найденные вещи и т.д. (через соц.сети) |
Неизвестный, используя взломанный аккаунт в социальной сети, под предлогом займа денежных средств, понудил потерпевшую перевести денежные средства на указанную им банковскую карту. |
Неизвестный, используя абонентский номер телефона, под предлогом возврата утерянного потерпевшим телефона, понудил его к денежному переводу «вознаграждения» на названный абонентский номер. |
|
Неизвестный, используя социальную сеть, под предлогом оказания содействия в оформлении социальной выплаты, введя в заблуждение потерпевшую завладел реквизитами банковской карты с которой совершил хищение денежных средств. |
|
Неизвестный, представившись представителем сотрудником правоохранительных органов, введя потерпевшую в заблуждение относительно полагающейся ей выплаты материальной компенсации за некачественные приобретенные лекарственные препараты, понудил ее произвести переводы денежных средств на указанные неизвестным банковские счета. |
|
Брокерские операции, игра на бирже, инвестиции |
Неизвестный, под предлогом получения высокой прибыли путем вложения денежных средств в брокерскую компанию, понудил потерпевшего перевести денежные средства на различные указанные данным лицом банковские карты. |
Неизвестный, используя социальную сеть ВКонтакте и программу Skype, представившись сотрудником инвестиционной компании, убедил потерпевшую внести денежные средства транзакциями на счета торговой площадки через КИВИ-кошелек, а также на банковские счета указанные данным лицом. В последующем неизвестным в пользу потерпевшей перечислялись незначительные денежные суммы в виде «прибыли от инвестиций». После попытки потерпевшей вывести все вложенные средства, неизвестный перестал выходить на связь. |
|
Лотереи, тотализатор, получение бонусов (ставки, получение выигрыша) |
Неизвестный, используя никнейм в мессенджере «Viber», убедил потерпевшую в том, что для получения выигрыша в лотерее ей необходимо по ссылке предоставленной данным лицом войти в онлайн-приложение, указать реквизиты банковской карты и произвести платеж 13% от суммы выигрыша. |
Оформление денежных займов в микрофинансовых организациях |
С банковской карты потерпевший произведено списание денежных средств, в счет погашения задолженности по кредитным обязательствам перед микрофинансовой компанией. При этом потерпевшей займ в данной организации не оформлялся. |
БлаБлакар, Яндекс-такси |
Неустановленное лицо, используя абонентский номер телефона и сайт https://www.blablacar.ru под предлогом оказания услуг пассажирской перевозки, понудил потерпевшего пройти по ссылке на непроверенный сайт и ввести реквизиты своей банковской карты. В последующем с банковской карты неизвестным лицом произведено списание средств. |
Шантаж, вымогательство |
Неустановленное лицо, используя в социальной сети никнейм, угрожая распространением личной информации о заявителе интимного содержания, понудил потерпевшего перевести денежные средства на банковскую карту. |
С целью проведения профилактических мероприятий по предупреждению жителей города об основных видах совершения мошенничеств, отделом экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Нижневартовску разработаны материалы профилактического характера (памятки, аудио-видеоролики). Ознакомиться с указанными материалами можно пройдя по ссылке https://disk.yandex.ru/d/iF0fossd63xLyg.
В рамках проведения информационно-просветительской работы с населением, направленной на противодействие мошенничеству и повышение защищенности граждан от действий мошенников совместно с Центральным Банком Российской Федерации разработаны памятки для граждан. Ознакомиться с ними можно ниже, во вложенных файлах.
Прикрепленные файлы
Количество просмотров: 13223