Профилактика мошенничества

Уважаемые коллеги!

Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры во взаимодействии с Управлением внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проведен анализ преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на территории автономного округа за 4 месяца 2021 года.

В указанный период, в сравнении с аналогичным периодом 2020 года, в автономном округе зафиксировано снижение числа зарегистрированных преступлений указанной категории на 16,9% (с 2414 до 2006 фактов), в том числе краж безналичных денежных средств на 29,2% (со 1050 до 743), дистанционных мошенничеств на 7,4% (с 1364 до 1263).

Снижение числа данных преступлений стало возможным, в том числе, благодаря профилактическим мерам, проводимым Управлением МВД России по автономному округу, органами исполнительной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, общественными объединениями.

Тем не менее, число преступлений остается значительным. Проведение разъяснительной, предупредительной работы среди населения остается одним из приоритетов в деятельности правоохранительной органов и субъектов профилактики правонарушений.

Анализ показал, что 12,7% (256) зарегистрированных преступлений совершены в отношении сотрудников (работников) бюджетных организаций, государственных и муниципальных служащих.

Наибольшее число лиц указанной категории заняты в сфере здравоохранения и образования (89 и 85 соответственно, или 34,7 и 33,2%).

Наибольшее число преступлений совершено в отношении лиц, проживающих в городах Сургут (55 преступлений), Ханты-Мансийск (50), Нижневартовск (28).

Не зарегистрировано преступлений в отношении жителей города Покачи и Ханты-Мансийского района. В Белоярском районе зарегистрировано одно покушение на мошенничество (потерпевший проявил бдительность).

В структуре преступлений преобладают дистанционные кражи и мошенничества совершенные в результате:

продажи (покупки) товаров и услуг (вещи, проездные билеты, бронирование гостиниц и т.д.) – 96 преступлений (37,5%);

банковских операций – 89 преступлений (34,7%);

приобретения услуг по перевозке пассажиров с использованием систем BlaBlaCar, Яндекс.Такси – 20 (7,8%);

просьб о финансовой помощи, благотворительности, оказания содействия в получении выплат и компенсаций, получения вознаграждения за найденные вещи – 18 (7,0%);

брокерских операций, инвестиций – 13 (5,0%);

оформления денежных займов в микрофинансовых организациях – 9 (3,5%);

выигрыша лотерей, тотализаторов – 5 (1,9%);

шантажа, вымогательства – 2 (0,7%);

иных преступлений – 4 (1,5%).

В ходе анализа подготовлен перечень типичных схем (фабул) совершения дистанционных краж и мошенничеств.

Типичные схемы (фабулы)

дистанционных краж безналичных денежных средств и мошенничеств

Продажа (покупка) товаров и услуг (вещи, проездные билеты, бронирование гостиниц и т.д.).

Неустановленное лицо, используя мессенджер WhatsApp, под предлогом продажи щенков на сайте avito.ru понудил потерпевшего пройти по ссылке на указанный «продавцом» сайт и ввести на нем реквизиты банковских карт. В последующем с данных банковских карт произошло списание средств.

Неустановленное лицо, разместив объявление на сайте avito.ru об изготовлении и поставке гаражных ворот, убедило потерпевшего перечислить предоплату на банковскую карту неизвестного лица. В последующем поставка ворот не была произведена.

Неустановленное лицо, под предлогом продажи авиабилетов понудил потерпевшего ввести на указанном неизвестным лицом сайте реквизиты своей банковской карты, в результате чего с нее были списаны денежные средства.

Банковские операции

Неустановленное лицо, по телефону представившись сотрудников службы безопасности банка, под предлогом пресечения несанкционированного списания денежных средств с банковского счета, завладело реквизитами банковской карты потерпевшего и получив от потерпевшего доступ к веб-банкингу, оформило виртуальную карту, со счета которой затем похитило денежные средства переведя их на неустановленный счет.

Неустановленное лицо, по телефону представившись сотрудников службы безопасности банка, под предлогом пресечения несанкционированного списания денежных средств с банковского счета, убедило потерпевшую оформить в банке кредиты и перевести данные средства на «резервные» счета.

Неизвестный, представившись сотрудником банка, под предлогом оказания помощи в использовании накопленных банковских бонусов, завладел реквизитами и кодами банковской карты потерпевшего, в дальнейшем похитив с нее денежные средства.

Неизвестный, создав сайт с заявленным назначением «погашение кредитной задолженности», похитил денежные средства потерпевшей, которая воспользовалась сайтом для заявленных целей, введя реквизиты банковской карты и сведения кода смс-подтверждения.

Заём средств, просьба о помощи, оказание содействия в получении соц. выплат, компенсаций, благотворительность, вознаграждение за найденные вещи и т.д. (через соц.сети)

Неизвестный, используя взломанный аккаунт в социальной сети, под предлогом займа денежных средств, понудил потерпевшую перевести денежные средства на указанную им банковскую карту.

Неизвестный, используя абонентский номер телефона, под предлогом возврата утерянного потерпевшим телефона, понудил его к денежному переводу «вознаграждения» на названный абонентский номер.

Неизвестный, используя социальную сеть, под предлогом оказания содействия в оформлении социальной выплаты, введя в заблуждение потерпевшую завладел реквизитами банковской карты с которой совершил хищение денежных средств.

Неизвестный, представившись представителем сотрудником правоохранительных органов, введя потерпевшую в заблуждение относительно полагающейся ей выплаты материальной компенсации за некачественные приобретенные лекарственные препараты, понудил ее произвести переводы денежных средств на указанные неизвестным банковские счета. 

Брокерские операции, игра на бирже, инвестиции

Неизвестный, под предлогом получения высокой прибыли путем вложения денежных средств в брокерскую компанию, понудил потерпевшего перевести денежные средства на различные указанные данным лицом банковские карты.

Неизвестный, используя социальную сеть ВКонтакте и программу Skype, представившись сотрудником инвестиционной компании, убедил потерпевшую внести денежные средства транзакциями на счета торговой площадки через КИВИ-кошелек, а также на банковские счета указанные данным лицом.

В последующем неизвестным в пользу потерпевшей перечислялись незначительные денежные суммы в виде «прибыли от инвестиций».

После попытки потерпевшей вывести все вложенные средства, неизвестный перестал выходить на связь.

Лотереи, тотализатор, получение бонусов (ставки, получение выигрыша)

Неизвестный, используя никнейм в мессенджере «Viber», убедил потерпевшую в том, что для получения выигрыша в лотерее ей необходимо по ссылке предоставленной данным лицом войти в онлайн-приложение, указать реквизиты банковской карты и произвести платеж 13% от суммы выигрыша.

Оформление денежных займов в микрофинансовых организациях

С банковской карты потерпевший произведено списание денежных средств, в счет погашения задолженности по кредитным обязательствам перед микрофинансовой компанией. При этом потерпевшей займ в данной организации не оформлялся.

БлаБлакар, Яндекс-такси

Неустановленное лицо, используя абонентский номер телефона и сайт https://www.blablacar.ru под предлогом оказания услуг пассажирской перевозки, понудил потерпевшего пройти по ссылке на непроверенный сайт и ввести реквизиты своей банковской карты. В последующем с банковской карты неизвестным лицом произведено списание средств.

Шантаж, вымогательство

Неустановленное лицо, используя в социальной сети никнейм, угрожая распространением личной информации о заявителе интимного содержания, понудил потерпевшего перевести денежные средства на банковскую карту.

 

 

 

С целью проведения профилактических мероприятий по предупреждению жителей города об основных видах совершения мошенничеств, отделом экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Нижневартовску разработаны материалы профилактического характера (памятки, аудио-видеоролики). Ознакомиться с указанными материалами можно пройдя по ссылке https://disk.yandex.ru/d/iF0fossd63xLyg.

В рамках проведения информационно-просветительской работы с населением, направленной на противодействие мошенничеству и повышение защищенности граждан от действий мошенников совместно с Центральным Банком Российской Федерации разработаны памятки для граждан. Ознакомиться с ними можно ниже, во вложенных файлах. 

 

Прикрепленные файлы

Количество просмотров: 13223